среда, 14 августа 2024 г.

Феодосия, Крым. Июнь 2024

 Если уж возвращаться в блог, то с чем-то действительно интересным. Такой для нас с дочерью стала поездка в Феодосию этим летом. Поездка неожиданная, так как мы ее не планировали. Поездка сложная, учитывая те реалии, в которых мы оказались. Но несмотря ни на что, она выглядела как подарок судьбы, и мы решили не отказываться. Я не была в Феодосии, да и в Крыму была один только раз и то очень давно, поэтому не знала, чего ожидать. Наверно, когда совсем нет никаких ожиданий, и получается пережить самые яркие эмоции. 

Вилла купцов Стамболи

Феодосия - небольшой, но очень солидный город. Всего 80 тысяч жителей вместе с пригородами и 2550 лет истории! Старше только Керчь, бывший Пантикопей, оба города были основаны греками из Милета. 

Через 200 лет пришли гунны и все разрушили. Еще через 9 веков сюда приплыли римляне, через сто лет их прогнали хазары, затем опять были римляне, пока, наконец, на эти земли не пришла Золотая Орда. Орде надо было торговать награбленным, и часть земли они продали одним из лучших в этом деле - купцам из Генуи. Интересно, что когда пришло время платить за землю, итальянцы бросили на землю шкуру быка и засыпали ее золотом. На что хан ответил, что сколько земли они смогут "опоясать" этой шкурой, столько пусть и забирают. Шкуру разделали на тончайшие ремешки и выложили вдоль побережья. Впоследствии по этому рубежу построили крепостную стену Кафы, от которой до наших времен сохранилось частично четыре башни. Сегодня это район Карантина и Итальянской улицы, самая старая часть города. 

Интересно, но именно Феодосия стала источником распространения в Европе чумы (хотя нам об этом не рассказывали ни на одной экскурсии). Чумой заболели татаро-монголы, вероятно, принеся ее с собой с берегов Иссык-Куля. Умерших кидали при помощи катапульты за крепостную стену, на территорию итальянцев, а те уже привезли ее на своих кораблях домой. Так Орда погубила не только русскую культуру, но и половину Европы. 

Вид на крепость старого города. 

Каждый камень для постройки крепости итальянцы привезли на своих кораблях. Когда начинаешь думать о масштабах этой стройки, начинаешь понимаешь менталитет людей той эпохи - они жили не сегодняшним, и даже не завтрашним днем, думаю, многие и не мечтали увидеть плоды своих трудов, но это никого не останавливало. Памятник их трудам сохранился в городе и сегодня - центральная аллея бывшей Итальянской а ныне улицы Горького проходит ровно по контуру старой генуэзской крепости, а многие здания в старой части города были выстроены из разобранных по камешку крепостных стен. От самой Итальянской улицы, где до революции селились самые знатные горожане и «дачники», приезжавшие на лето, осталось два дореволюционных здания. В одном, как и сто с лишним лет назад, располагается банк.




Белое здание - дореволюционной постройки, розовое - более позднее. В нем находилось любимое кафе сестер Цветаевых.

Мы жили совсем рядом со старой частью города, и тоже в историческом месте, на проспекте имени Ивана Константиновича Айвазовского. Сам проспект начинался в 1845 году с дома художника. Улица выросла позднее, и полюбилась многим состоятельным людям. 


                                                               Боковой фасад музея

Музей Айвазовского в доме художника, построенном по его собственному проекту


Здесь же расположены еще три достопримечательности - вилла Милос, вилла Виктория и вилла Стамболи. 

Вилла Милос, в неоклассическом стиле с копией статуи Венеры Милосской


Вилла Виктория в испано-мавританском стиле

Обе виллы (или дачи) были построены турками, вилла Милос в 1911 году, вилла Виктория в 1914 году для представителей династии Крымов. Крымы были одной из самых влиятельных семей в городе и не только. Они принадлежали к особой ветви хазаров, принявших иудаизм, и ставших т.н. крымским евреям или караимами. К сожалению, обе виллы в запущенном состоянии, хотя на Виктории и велись какие-то рестраврационные работы. На виллу Стамболи, где располагался музей авиации, мы тоже не попали из-за ремонта. Это не единственные интересные здания в исторической части Феодосии, но, повторю, к сожалению, все они за очень редким исключением находятся в весьма плачевном состоянии. Выбитые окна заколочены фанерой, лепнина и штукатурка отваливается, падая под ноги отдыхающим. Чудом сохранившаяся красота умирает прямо на глазах. Вот, например. Не знаю, что было в этом здании, но сейчас оно просто разваливается. 


Дом-музей Айвазовского - не единственное место в городе, связанное с именем художника. На бывшей Итальянской, недалеко от парка, есть фонтан, построенный по проекту художника. По задумке, фонтан (а так называли место, где можно было набрать воды) должен был находиться прямо в центре базарной площади (во времена Орды здесь располагался и большой невольничий рынок) и напротив здания городской Думы, построенной по инициативе художника, и памятника Александру III. В честь царя предполагалось назвать и фонтант, но он отказался от этого подарка, распорядившись назвать его в честь художника. Сегодня остался только фонтан - Дума сгорела, а рынок превратился в парк. Кстати, вместе с Думой сгорела и одна из картин Ивана Константиновича, подаренная родному городу - «Торжество Феодосии», сейчас ее можно увидеть только на репродукциях.  



«Торжество Феодосии» И. Айвазовского 

Художник построил в городе и глиняный водопровод (воду подавали из поместья Айвазовского в районе Старого Крыма), и железную дорогу, и здание Музея древностей в классическом стиле с колоннами на территории армянского района (разрушено в годы Второй мировой войны). Вообще его заслуг не счесть, он очень любил родной город, много лет здесь прожил и похоронен здесь же. Айвазовский, родившейся в бедной армянской семье, стал невероятно успешным художником и очень состоятельным человеком. Говорят, что за свою жизнь он нарисовал 6000 картин (а искусствоведы шутят, что в мире его картин минимум вдвое больше, так много его подделывали), которые разетелись по всему миру. Он не только вложил в свой город уйму собственных денег, но и добивался привилегий от столицы, так велико было его влияние на императорскую семью. 
Недалеко от музея Айвазовского есть еще один примечательный музей - Александра Грина. Писатель прожил в Феодосии недолго, но дом, где он снимал комнаты, сохранился почти в том же виде, что и при жизни Грина. 

Панно на стене музея А. Грина в виде корабля, одна из главных достопримечательностей города

От музея Грина идет весьма колоритная улица с необычными фонарями. 






Кроме этого, в Феодосии есть музей сестер Цветаевых, Музей древностей (первый частный музей в Российской империи) и музей Веры Мухиной, единственный, куда мы так и не дошли. 
И, конечно, Феодосия - это море, невероятное при любой погоде и в любое время суток. 




Впечатлений от этой поездки накопилось так много, что этот пост - только начало. В следующий раз постараюсь рассказать и показать Карантинную горку с остатками крепости и церквей XIV века, в одной из которых сохранились фрески самого Феофана Грека.

3 комментария: