Главная достопримечательность Феодосии – отреставрированный дом-музей Ивана Константиновича Айвазовского. Невозможно побывать в Феодосии и не зайти в этот музей (цена билета около 500 рублей и есть очень много скидок). Иван Константинович, даже помимо своего творчества, был для Феодосии, если можно так сказать, главной достопримечательностью. Именно он первым построил дом на отшибе, на берегу речушки (сегодня она протекает под пешеходной улицей), и позже это место выросло в престижный проспект его имени. Именно он дал деньги на водопровод, подарив городу воду, и железную дорогу, подарив городу известность и популярность у столичного (в то время петербургского) бомонда. Именно он, пользуясь своим влиянием при дворе, добывал деньги на развитие города. Наконец, именно он, прожив большую часть жизни в Феодосии, запечатлел ее море в тысячах вариантов, а кроме того, преподавал здесь, передавая свой огромный опыт и знания молодым художникам.
Его наставником в академии стал Максим Воробьев, один из главных мастеров пейзажа в России в то время. Через два года он попал на курс к маринисту Филиппу Таннеру, а потом - к баталисту Александру Зауервейду. В определилась его творческая судьба, очень счастливая во всех отношениях.
В 1844 году он становится художником при Главном морском штабе, через три года - профессором Петербургской Академии художеств, еще чуть позже - членом художественных академий Амстердама, Рима, Парижа и т.д. В это время он уже постоянно жил в Феодосии, строил тут дом и семейную жизнь. Всю жизнь прожив рядом с морем, художник очень хорошо знал его, и почти все свои картины он писал по памяти. Можно сказать, что в каком-то смысле, на большей части его картин изображено море Феодосии.
Самый поразительный факт биографии художника - количество картин, им написанное. Как считается, их больше 6000, причем среди них есть просто огромные полотна. В среднем на картину формата А3 у Айвазовского уходило около 1,5 часов. Когда смотришь на переливы его волн и игру света, невозможно поверить, что все эти нюансы и оттенки могут быть реализованы в столь короткий срок. Есть интересный расчет: если поделить 6000 картин на 74 года (первый свой рисунок он нарисовал в 8 лет), получается, что художник писал по 81 картине каждый год на протяжении всей жизни (около 6-7 картин каждый месяц!). В искусствоведческой среде есть шутка, что картин Айвазовского минимум в 2 раза больше, чем он написал – так охотно и много его подделывали. Коммерческий успех таланта Айвазовского, конечно, имеет себе мало равных.
Свой дом в Феодосии художник изначально строил с прицелом под галерею. Изначально в плане дома был запланирован выставочный зал с огромными, под стать таланту мастера, потолками. В Феодосии хранится много его работ, и не только на тему моря. Я не могу это объяснить, но картина, которая влюбила меня в себя, и картина, поразившая больше всего, они обе не на тему моря. Художник много путешествовал, его выставки регулярно проходили не только в России, но и за ее пределами. В музее хранится несколько картин, посвященных Константинополю, одна из них – «Лунная ночь у взморья», написанная в 1847 году. Когда смотришь на нее, словно проваливаешься в эту тихую безмятежность на карю мира, над одним из самых величественных городов в истории. Легко представить себя одним из героев этой картины, и легко представить, рядом с кем бы хотелось стоять вот так, в закатном солнце, и от этого картина становится очень личной.
Каждый знает, что Айвазовский был, наверно, самым талантливым моринистом, но ведь он был еще и очень большим романтиком. Его «Девятый вал» считается чуть ли не главным произведением русского романтизма. Есть в его творчестве и работы, отсылающие к классическому искусству, как, например, «Встреча Венеры на Олимпе». По легенде, Венера родилась из пены морской, потом была перенесена на остров Кипр, а уже оттуда - на Олимп. В детстве я перечитала все, что смогла достать, о греческой мифологии, и когда я увидела эту картину, у меня появилось ощущение, что я попала в знакомое место – именно так, и никак иначе, должен был бы выглядеть Олимп.
С этой картиной связана и еще одна интересная история. Изначально Поседйон был изображен в море, в левой части картины. Но потом художник решил, что его фигура отвлекает от Венеры и переписал полотно. Со временем, однако, первоначальный замысле стал проступать сквозь более поздние слои, и, приглядевшись, на этой картине можно найти двух Посейдонов.
Не меньше поражают и зимние пейзажи, что только доказывает многогранность таланта художника. Всего в собрании галереи находится около 13 000 картин, из них 416 – самого Айвазовского. Это самая большая коллекция картин художника, собранная в одном месте. К сожалению, в этом году часть залов находилась на реставрации, и работы других художников, в том числе, современников и учеников, временно не демонстрировались.
Есть и еще один интересный факт, связанный с этим музеем. Кто бы мог подумать, но маленькая провинциальная Феодосия – это место появления не только первого частного музея в Российской империи (музея древностей), но и первой именной картинной галереи, галереи Айвазовского. Свой дом и коллекцию картин художник завещал городу, и вот уже 120 лет они здесь (с небольшим перерывом на эвакуацию во время Великой Отечественной войны).
Похоронен Иван Константинович здесь же, в Феодосии. От дома, где он жил, до храма, где он был крещен и похоронен, можно дойти минут за 20. Сам храм тоже очень интересен. Туда мы и отправимся в следующий раз. Постараюсь, чтобы перерыв не был слишком большим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий