четверг, 22 декабря 2016 г.

Духи Йоля

Время зимнего солнцестояния ассоциируется с разными мистическими событиями не только в языческой, но и в христианской традиции. В дни Рождества и Йоля духи прячутся за каждой дверью и в каждом шкафу, в пламени свечи и в огенных языках в очаге. Каковы же эти духи и кто эти призраки, и почему они являются имено в этот день?






Мы все знакомы с историями о привидениях на Рождество, от «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса до «Кошмара перед Рождеством» Тима Бертона. Почему же призраки и привидения появляются именно в тот момент, когда многие люди ждут благословения, духовного возрождения?


Иллюстрации Джона Лича для первого издания "A Christmas Carol" Чарльза Диккенса


Один из возможных ответов, по крайней мере, с точки зрения кельтской мистики и мифологии, таится в самой природе зимнего солнцестояния. Этот праздник, называемый Alban Arthuan в друидической традиции, - время смерти и возрождения, время обновления наших собственных душ. Это событие знаменует момент, когда старое Солнце умирает (в сумерках на 21 декабря), а Солнце Нового года рождается (на рассвете 22 декабря), самая длинная ночь года. Рождение Нового Солнца оживлять ауру Земли мистическим способом, заключая новый «договор на жизнь» с духами и душами умерших.


День зимнего солнцестояния, Стоунхэндж


Духи оживляются за несколько дней до Alban Arthuan (с 6 по 20 декабря). Как и мы, духи готовятся к смерти старого солнца и возрождению нового. Но духи эти настроены не так же, как духи Хэллоуина. Ночь Йоля - это не ночь «ходячих мертвецов». Духи Йоля соединяются с мистическими и духовными силами дня зимнего солнцестояния, они приходят, главным образом, для того, чтобы помочь человеку, а не навредить ему.

Колесо года


Одна из наиболее популярных историй о привидениях в кельтской традиции - история о Sluagh-Sídhe. «Слуа-сиды» - люди сиды, а сиды - насыпи или курганы, в которых погребали усопших. Все сиды в кельтской мифологии выполняют роль проходов из нашего в потусторонний мир, пользоваться которым могут не только духи, но и люди. Слуа-сиды - разновидность волшебного народа, отдельная раса людей или эльфов, обитающих на этих курганах и общающихся с потусторонним миром.

Один из самых крупных курганов на северо-востоке Ирландии - Бру-на-Бойне (Brug na Bóinne) или Ньюгрейндж. В докельтские времена он функционировал как место упокоения умерших. Кельты считали его резиденцией племени слуа-сиды. Насыпь пронизана проходами и погребальными нишами, одна из которых выстроена таким образом, что через нее можно наблюдать восход Нового Солнца утром 22 декабря. Как это часто случается с языческими символами, позже Brug na Bóinne наделили христианской символикой и стали называть «Лабиринтом Рождества».



Ходы и пещеры Бру-на-Бойне


В ночь Йоля слуа-сиды покидают места обитания и парами приходят в дома, в которых пылает огонь в очаге. Их цель - вдохновить смертных на хорошую, правильную жизнь в новом году, разбудить в сердцах доброту, сострадание и гостеприимство, побудить человека выйти за рамки нашего обычного представления о том, что значит быть человеком. Считается, что слуа-сиды одеты в традиционные кельтские цвета Йоля - желтый, зеленый и красный. Красный и зеленый символизирует животный и растительный мир, соответственно. Желтый означает свет нового Солнца. Слуа-сиды благословляют еду и поощряют мечты о лучшем мире. Они приглашают других духов, таких же добрых и благожелательных, посетить дом. Среди них - Хранитель Очага, душа предка или душа-друг, которая хранит связь вашего дома, семьи с теми, кто уже ушел в потусторонний мир.

Еще один кельтский дух Йоля - Блуждающий Незнакомец. Иногда его называют «Таинственным незнакомцем» или «Нежданным гостем». Этот  дух считают проявлением потребности в мире. Он является, как правило, в облике трудолюбивого мужчины или женщины средних лет, не совсем крепкого здоровья, переживших трудности на жизненном пути. Если этот дух приходит во сне, это может означать, что кто-то нуждается в убежище, возможно, следует больше помогать бездомным и нуждающимся.



Есть и другое толкование. Иногда Таинственный незнакомец является символом незримого присутствия «божественного» в мире. В этом случае дух приходит к тем, что нуждается в помощи для того, чтобы открывать перед ними более широкие горизонты мистического в дни зимнего солнцестояния.

Кельты верили в то, что боги и богини посещают их жилища в важнейшие дни года, при этом явиться они могут в любом обличие. Поэтому принимать гостей в дни Йоля считалось почетным и в отношении каждого гостя соблюдались все традиции гостеприимства. Когда в домах слышались странные звуки, особенно во время бурь или в ветренную погоду, это указывало на пришествие Таинственного незнакомца. Когда такой стук повторялся 2 или 3 раза, незримого гостя надо было пригласить в дом и попросить благословение. Гуляя в одиночестве в дни Йоля, надлежало быть особенно внимательным к любым знакам, которые могли свидетельствовать о появлении Таинственного незнакомца. Позднее именно Таинственный незнакомец станет прототипом Святого Николая или Санта-Клауса.



Обителью тайны и тьмы у кельтов считался «север». С севера мы пришли, и уйдем оборатно на север. Поэтому не удивительно, что Святой Николай (или Санта-Клаус) имел свою «мастерскую» именно на Северном полюсе. Путешествовал он на оленях, которые были одной из форм проявления кельтского бога Цернунна, каждый год, в дни Йоля, вдохновляя смертных на щедрость и гостеприимство. Часто его сопровождали слуа-сиды. Таким образом, современная традиция Санта-Клауса имеет под собой языческую легенду о Таинственном незнакомце.

Самым важным можно считать собирательный образ Духа Йоля, который часто символизирует саму Вселенную, тайну, которая спускается в эти дни к человеку. Этот дух вдохновляет сердце и ум человека на более полное и радостное восприятие жизни, на снятие оков и ограничений, которые подбрасывает человеку его сознание. Дух Йоля часто проявляется в очаге. Кельты считали огонь светом души, поэтому неудивительно, что «духи в очаге» - характерная тема в кельтских сказаниях о Йоле. Возле очага удобно медитировать, и, тем самым, непосредственно общаться с духами, просить их о помощи, мудрости.



В домах, в которых не было очага, накрывали йольский стол с большим количеством свечей и символов праздника: сосновых шишек, вечнозеленых растений, веточек омелы, падуба, палочек корицы и т.д. Вокруг этого стола медитировали, общаясь с духами домашнего очага. Еще одним местом присутствия Духа Йоля было йольское дерево. Ставить сосну в доме в декабре было принято в  духовных традициях многих народов. Это дерево всегда зеленое и не теряет иголки, что символизирует силу жизни, которая не увядает и не ослабевает в темное, в холодное время года. Йольское дерево символизировало мужскую природную силу, подобно тому, как очаг - женскую.  Их единение в доме наполняло его природной энергией, которая помогала пережить время от смерти старого до рождения нового солнца.



Йольское дерево приносили в дом на второй день Йоля, украшали, и оставляли в покое до полуночи. В полночь на дереве зажигали огоньки - считалось, что оно возвращается к жизни и с этого момента становится домом для духов Йоля. Духов можно было увидеть в блеске лампочек, отраженными в блестящих украшениях и т.д.

Еще один Дух Йоля - Gifting Stag, уже упоминавшееся нами воплощение кельтского бога Цернунна. В облике оленя он приносит умеренность и равновесие в сердца, так необходимые в темное время года, когда легко поддаться излишествам, или, наоборот, впасть в депрессию. Gifting Stag - дух благоразумия, который оберегает от чрезмерной еды и питья, от покупки лишних подарков и т.д. Обычно он приходил в первый день Йоля, о чем свидетельствует легкий стук в дверь или окно после заката. Фигурку оленя помещали на йольском дереве или возле очага, и каждый раз обращались к ней, когда было нужно восстановить умственное или эмоциональное равновесие. Gifting Stag - очень почитаемый дух, именно он позволяет не увязнуть в бесконечных кутежах в дни празднования Йоля, сохранить благопристойность, силы и энергию для последующих дней.


Цернунн, фрагмент алтаря


Праздник солнцестояния начинали отмечать за полчаса до полуночи, зажигая свечи и огонь в очаге, воспевая гимны духам Йоля. Затем вся семья становилась в круг и исполняла танец сначала против часовой стрелки, что означало смерть старого солнца, а затем - по часовой стрелке, символизируя предстоящее рождение нового солнца. Духов угощали бокалом хорошего вина или пива, мысленно обращались к ним с просьбой о дарах. В полночь бокал поднимали все присутствующие, выпивая его в честь духа-защитника, что было гарантией того, что все остальные празднества не принесут вреда никому в доме. С рассветом 22 декабря духи становились еще более активны, посещали дома людей. Так продолжалось до 26 декабря, когда духи возвращались в свои места обитания.

Перевод статьи THE SPIRITS AND GHOSTS OF YULE Montague Whitsel.




4 комментария:

  1. Аня, очень интересная статья. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, я рада, что понравилось! Тема шикарная, если еще найду хороший материал - обязательно напишу)

      Удалить
  2. Как интересно! Спасибо большое, мне всегда хочется узнать истоки различных традиций. А уж узнать побольше про новогодне-рождественские праздники - самые любимые - особенно. Будет очень здорово, если найдете и опубликуете что-то еще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо! Я сама так вдохновилась этими рассказами, мифами, обязательно что-нибудь еще напишу!

      Удалить