суббота, 6 января 2018 г.

Журнал "Вышивка крестом. Примитивы". Выпуск 7

Перед самым новым годом случилось еще одно важное событие - вышел в свет новый, седьмой выпуск журнала "Вышивка крестом. Примитивы". Мы этот журнал очень сильно любим, поэтому каждый выпуск - праздник! Тем более тема номера - история вышивки славянских стран, мне кажется, просто не может никого оставить равнодушным. Это наша история, наша вышивка.




Надо сказать, что взялись мы за тему большую и малоизученную. Как и вокруг примитивной вышивки, вокруг русской сложилось много стереотипов. Как матрешка и балалайка не характеризуют русскую культуру, так и, например, цветочные узоры, розы, вышитые крестиком, имею очень небольшое отношение к истории русской вышивки. А что имеет? 

История вышивки - это история народа. Истоки вышивки разные исследователи "ищут" в разных культурах, кто-то - в восточной, азиатской, китайской, кто-то - в западной, в истории древних римлян и германских народов. Бесспорно одно, где бы ни были "зарыты" ее корни, славянская вышивка у разных народов развивалась своими, особыми путями. Путями, которые при всех различиях имеют очень много общего. 

Одинаковые (или очень похожие) материалы, цвета, геометричность, антропоморфизм, зооморфизм  - все это позволяет говорить о вышивке разных славянских стран как о едином феномене. При этом вышивка каждой отдельной страны невероятна, самобытна, непохожа, уникальна. Поражает количество использовавшихся стежков (более 250), количество техник, орнаментов, но еще больше удивляет то, как быстро исчезает это огромное наследие. 

Много-много веков назад вышивка служила не только украшением. Каждый стежок имел смысл. Назначение рушника (а их было по некоторым данным до 50 видов) определялось вышивкой на нем. По вышивке на костюме определяли, где живет человек, каково его социальное положение. Вышивка на костюме зависела и от возраста его владельца или владелицы. Чем моложе была девушка, тем ярче и богаче была расшита ее рубаха. Траурная сорочка отличалась белой вышивкой по белому фону. 

К сожалению, образцов ранней, средневековой вышивки известно мало. Думаю, это уже и не изменится, а жаль, потому что, по мнению экспертов, вплоть до XVII века именно в вышивке сохранялись элементы древней, даже дохристианской культуры. Так же, как сохранилась в народной традиции  Масленица, Иван Купала, коляда, в вышивке долгое время оставались изображения древних богов, орнаментов, мифологических персонажей. Частично эти архаичные орнаменты и мотивы были переосмыслены в XVIII веке, и вошли в вышивку XVIII-XIX века уже несколько видоизмененными и с новыми смыслами. Еще раз и очень сильно русская (и украинская) вышивка изменилась ближе к концу XIX века под влиянием "мыльных" листков. 

Отдельный большой разговор - символика славянской вышивки. Г.С. Маслова в своей книге "Орнамент русской народной вышивки" делит все мотивы русской вышивки на древнейшие, мотивы феодального городского искусства, вошедшие в практику народной вышивки, и узоры, распространившиеся в XVIII - начале XIX веков и в конце XIX - начале XX веков. По темам мотивы можно разделить на геометрические, антропоморфные, зооморфные, растительные, древнейшие мифологические (архаические) и бытовые (жанровые). Чуть подробнее о символике можно почитать в журнале, здесь же хочу отметить один важный момент: очень часто сюжеты в вышивке перекликались с сюжетами устного народного творчества и материальной культуры. Очень яркий пример - соединение образов птицы и коня (которые были популярны и каждый сам по себе), конь-утка, конь-лебедь (тело коня, голова и хвост птицы), которые просуществовали вплоть до конца XIX века. 

Какой бы своеобразной, самобытной ни была славянская, и в частности русская, вышивка, в определенных моментах она перекликается и с западноевропейской. Например, образ дерева жизни встречается и в нашей традиции, и на европейских сэмплерах. Популярные в русской северной вышивке мотивы противостоящих или, наоборот, соединенных хвостами птиц (коней, оленей) характерны и для северной Европы и Скандинавии (в европейском искусстве они известны со времен эпохи Возрождения). Антропоморфные деревья на треугольном основании, женские образы в расширяющихся книзу одеждах, с цветами и растениями в поднятых руках, всадники, расположенные по бокам от центральной фигуры дерева - все это объединяет русскую, славянскую вышивку и вышивку европейскую (особенно много похожих мотивов в датской вышивке). Эти, вероятно, архаичные мотивы позже вошли в христианскую традицию на Западе, были переосмыслены и у нас. Сходство есть не только в мотивах, но и в техниках. 

А вот еще один момент из книги Г.С. Масловой, который особенно будет интересен тем, кто увлекается и историей примитивной вышивки: "Известное влияние на русскую вышивку северо-запада оказали образцы шитья (samplers) XVI—XIX вв., весьма популярные в странах Западной Европы. Это заметно в орнаментальных мотивах - изогнутой ветви, вазона с тюльпанами или гвоздиками, некоторых зооморфных изображениях - новгородской и псковской вышивки, выполнявшейся крестом. Широкие экономические и культурные контакты, установленные Новгородом и Псковом с Прибалтийскими и другими западными странами, в значительной мере содействовали взаимовлияниям народов в области искусства. При наличии общих черт западноевропейской вышивки с русской северо-западного ареала (особенно с лицевыми архаического типа) полной аналогии мы не находим."  

Зато находим важное отличие: если в европейской примитивной вышивке очень распространены библейские сюжеты, изображение Адама и Евы и т.д., то в русской народной, особенно крестьянской, домашней вышивке христианские, библейские сюжеты не встречаются (встречаются они только в ремесленной вышивке). 

Революция 1917 года и последовавшие за ней серьезные изменения буквально во всех сферах жизни, не могли не затронуть и вшивальную традицию. Исчезновение в большой степени и традиционной культуры, и быта на селе привело к тому, что и вышивка перестала быть "нужной" и в декоративном, и в функциональном плане. На ее место пришли отдельные художественные промыслы, которые в той или иной степени сохраняли традиции, хотя и не без потерь. 

Больше о русской и славянской вышивке читайте в новом выпуске журнала "Вышивка крестом. Примитивы".  Чтобы не быть голословными и не ограничиваться только теорией, в новом номере мы подготовили сразу пять дизайнов в стиле русской, белорусской, украинской, польской и венгерской народной вышивки, реализовав их в виде серии новогодних оленей. 

На обложке журнала вы можете видеть "украинского" и "польского" оленя в исполнении Ани Шарковой, а вот и "русский", мой :) 


Что еще интересного вас ждет на страницах журнала? Подборка новогодних дизайнов в "примитивном" стиле, история адвент-календарей и эксклюзивное интервью дизайнера The Primitive Hare только для наших читателей! Приятного чтения! 


Комментариев нет:

Отправить комментарий