воскресенье, 4 октября 2015 г.

Вышивальный словарь: символика примитивов

«Примтитивной» вышивке - почти пять столетий. Первый известный образец датируется 1598 годом. Собственно вышивка крестом еще старше. Считается, что это искусство появилось в Древнем Китае в VI-V веках до н.э. Я не изучала историю всей вышивки и могу ошибаться (буду рада, если меня кто-то поправит), но на мой взгляд примитивы - одно из немногих направлений, которое сохранилось в максимально традиционном виде. Конечно, сегодня мы используем совсем другие материалы, но вот сюжеты, символы - практически такие же.




Первоначально мне казалось, что примитивы сильнее всего распространены в США. Это объясняется тем, что именно туда приезжали вышивальщицы со всего Старого Света, каждая из которых привозила собственные секреты, сюжеты, традиции. Опыт разных стран взаимно переплетался и обогащался и, в результате, мы сегодня имеем прекрасные образцы примитивной вышивки. Если мы возьмем старинный американский, французский и испанский сэмплер - мы увидим совсем небольшие различия.

Например, работа Эмили Джейн Бронте 1828 года и испанский сэмплер 1920 года Кончиты Майори




Мне всегда было интересно, что несет в себе символика примитивов? На первый взгляд все просто, но, как поется в песне, что конкретно имелось в виду?

Очень многие символы и сюжеты в примитивной вышивке универсальны и носят утилитарный характер. С другой стороны, каждая вышивальщица старалась перенести на ткань особенности культуры, историю, образовательную традицию своей страны.

Дом, деревья, овечки

Взять, например, образ дома. Это может быть совсем небольшой дом или, наоборот, роскошный особняк в колониальном стиле, или даже целая деревня. Характерная особенность примитивов - в них нет перспективы и масштаба, весь сюжет располагается как бы на переднем плане и напоминает наивный детский рисунок.

Дом - это элемент стабильности. Что должно быть вокруг дома? Деревья, птицы, цветы, домашний скот - лошади, овцы. Что не менее важно, чем дом? Церковь, отношения с соседями (соседними домами), полевые работы. Очень часто можно увидеть оленя, который является символом Бога.

Завершающий штрих - орнамент вокруг центрального сюжета. Он может быть цветочным или из декоративных бордюров.

Орнамент может также и разграничивать несколько частей сэмплера, например, алфавит от центрального сюжета. Кстати, алфавит характерен больше для европейской традиции, а вот вышивать библейские надписи придумали уже в Америке.



Геометрический стиль

Американские сэмплеры используют достаточно насыщенные цвета, в то время как для европейских характерно использование пастельных оттенков: розового, голубого, соломенно-желтого. Изначально большие сэмплеры были структурированы вертикально, а разные части отделены фризами.





Алфавит

Если вспомнить, что изначально примитивы создавались как образцы вышивки, становится понятным, почему алфавит - их неотъемлемая часть. Вышивая алфавит, девушка постигала мастерство вышивки. Сначала простые буквы  I, H, L, затем более  сложные А, В, Х, и только после этого - цифры. После того, как девушка осваивала вышивку алфавита, ей разрешалось вышивать узоры, орнаменты, работать с нитями разного цвета, создавать собственные сэмплеры. Каждая вышивальщица должна была уметь подписать свой сэмплер - именем, датой создания, иногда даже местом создания. Кроме того, буквы использовались для маркирования белья, одежды, скатертей и т.д.
Свой вышитый алфавит рукодельница, как правило, хранила долгие годы. Хотя сэмплеры очень часто передавались от матери к дочери, каждая девушка стремилась создать свой. Готовя приданое, зачастую, вышивалось только имя, а фамилию «дописывали» уже после того, как станет известно имя будущего мужа.



Цвета 

Символ жизни - красный цвет, ценился выше всего. Краску получали из корней марены. Очень широко красильный промысел был развит в Эльзасе. Окрашенные ткани и пряжу полоскали в Рейне, из-за чего появилось выражение «красные воды Рейна». Больше всего результат такого окрашивания соответствовал современному DMC 321. Однако не только красный цвет был в арсенале вышивальщиц прошлого века. Им были доступны многие оттенки синего, коричневого, серого, зеленого, фиолетового и т.д., золотые и серебряные нити.



Религиозные символы 

Религиозная символика занимает большое место в истории развития примитивной вышивки. Храмы и монастыри имели собственные школы вышивальщиц, но и за их пределами вышивки на тему религии поощрялись обществом. Вышивальщицы изображали сердца, кресты, пасхальных агнцев, фигуры Девы Марии. Образ Христа очень часто заменяли монограммой IHS или IHSN. Очень часто объектом вышивки становились тексты молитв или отрывки из Библии.



Несмотря на то, что старинные примитивы очень похожи друг на друга, вышивальные традиции разных народов - Германии, Голландии, Франции, - все же отличались друг от друга по начертанию букв, цифр, композиции, орнаментам и т.д. Сегодня эти простые, скромные сэмплеры являются для нас прекрасным примером того, какое образование получала женщина в те времена.



Может показаться, что старинные примитивы почти не сохранились до наших дней, однако, это не так. До сих пор на блошиных рынках Европы можно встретить потемневшие от времени и пыли образцы старинной вышивки. Их реставрируют и они становятся не только жемчужинами частных коллекций, но и объектами изучения музейных и университетских работников. До сих пор старые образцы используют и для обучения вышивки в некоторых школах и колледжах.


























2 комментария: