суббота, 2 февраля 2019 г.

Имболк, или когда праздновали приход весны кельты?

Всегда интересно узнавать что-то новое о вещах казалось бы привычных. Как часто мы даже не задумываемся о том, откуда идет та или иная традиция, как расшифровывается то или иное название, в чем смысл тех или иных атрибутов, обрядов и т.д. Кажется, что так было всегда, но это не так. Одна из самых интереснейших тем для меня - тема истинного происхождения тех или иных современных праздников. И чем больше я узнаю о прошлом, тем лучше понимаю настоящее.





К февралю, когда новогодние и рождественские праздники давно отгремели, многие из нас начинают чувствовать усталость от долго холодного и снежного сезона. Именно в эти дни древние кельты (и некоторые другие народы) отмечали первый праздник весны — Имболк (1-2 февраля), как первый повод вспомнить о том, что скоро придет тепло.



Имболк — кельтский праздник. Но как и многие кельтские традиции (например, традиции Йоля, трансформировавшиеся при христианстве в рождественские, о чем я уже писала) он имеет свое продолжение в современной обрядовой культуре. Католики в эти дни отмечают Сретенье Господне, 40 дней с момента Рождества, посвящение младенца Иисуса Богу и очищение Девы Марии. Покровителем этого дня считается Святая Бригитта, которая, по преданию, принимала роды у Девы Марии. Так обстоят дела сегодня, а теперь вернемся на несколько веков назад, в Ирландию.

Как и когда точно появился праздник Имболк — сказать сложно. Первые упоминания о нем обнаруживаются в древнеирландский литературе и относятся к X веку. Считается, что Имболк отмечали еще за десять веков до Рождества Христова, в период неолита, о чем свидетельствуют раскопки кургана Заложников в Таре, на востоке Ирландии. И Курган, и город Тара имеют еще докельтское происхождение, есть данные, что Тару основала дочь египетского фараона во III-II тысячелетии до н.э. Так же, как и в дни празднования Самайна, на Иблок свосходящее солнце определенным образом освещает коридоры гробниц кургана Заложников.



Имболк — один из четырех сезонных праздников кельтов, которые приходятся на важные моменты годового цикла. Остальные праздники — Самайн (1 ноября, начало зимы, половина пути от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния), Белтейн (1 мая, начало лета, половина пути от весеннего равноденствия до зимнего солнцестояния) и Лугнасад (1 августа, начало осени, половина пути от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия). Имболк, соответственно, это начало весны и конец самого сложного, голодного периода, половина пути от зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия.

Покровительницей Имболка была кельтская богиня Бригита, богиня плодородия и домашнего скота, дочь верховного кельтского божества Дагды. Среди прочего, Бригита была покровительницей декоративно-прикладного искусства. Само имя «Бригита» происходит от Lá Fhéile Bríde (ирландский) или Là Fhèill Brìghde (гэльский) означало «невесту», а imbolc — «в животе». Природа как бы приходила в состояние «беременности», ожидания будущего урожая, будущего изобилия. Это также начало сезона размножения домашнего скота, особенно овец, которое играли огромное значение в жизни кельтов. Именно в эти дни солнце становится более теплым, дни - более длинными, природа начинает готовиться к весне. Бригита символически переносила людей из темного времени года в светлое.



Считалось, что на Имболк Бригита ходит по земле, навещая самые праведные семьи. Для нее стелили отдельную постель в доме, оставляли еду и питье, а вся семья в этот день обязательно собиралась за общим столом. На ночь за дверью оставляли полоски ткани или одежду, считалось, что ночью Бригита благословит их, и такая ткань будет иметь способность исцелять и защищать.До наших дней сохранилась традиция вешать в доме крест Бригиты. По одной информации, этот крест имеет языческое происхождение, по другой - он является переходной формой от язычества к христианству. Как бы там ни было, он существует и популярен до сих пор.



Имболк отмечали не только в Ирландии, но и в Шотландии и на острове Мен, разных местах он мог иметь разное название.Этот день хорош для весенней уборки, для того, чтобы убрав все старое освободить место для нового, но очистить следует не только дом, но и свое сердце и мысли. Не даров в переводе с латыни само название месяца «februum» означает очищение, обновление. Этот день хорош и для новых желаний и начинаний. Интересный факт - именно с 1 февраля рекомендуется начинать сажать семена ряда овощных и садовых культур на рассаду.

Традиционно во многих кельтских праздниках большую роль отводили огню. Но, в отличие от Самайна, на Имболк не зажигали одного, общего большого костра. В этот день было принято разжигать костер в домашнем очаге, иногда его оставляли гореть на всю ночь. Если развести огонь в очаге по какой-то причине было нельзя, в каждой комнате зажигали свечу (аналогично, на Сретенье в наши дни так же принято зажигать свечи).

Имболк традиционно был днем предсказания погоды. Изначально наблюдали за змеями и барсуками, за тем, покидают ли они свои зимние убежища. Плохая погода на Имболк сулила быстрое окончание зимы. Возможно, что именно Имболк стал прототипом Дня сурка в США. Ясная погода на Имболк была плохим предзнаменованием. Считалось, что в этот день злой дух Кайлих собирает хворост для себя, чтобы согреваться до конца зимы. В ясный день Кайлих мог насобирать хвороста вдоволь, а значит и зима будет еще долгой. Если же погода была пасмурной и сырой, Кайлих оставался ни с чем и шел спать (значит, и зиме конец).



У славянских народов 2 февраля существовал свой праздник — Громница, который обозначал то же самое, а именно границу между зимой и весной и первые признаки будущего тепла. Покровителем Громницы был Перун, часто именно в этот день он посылал на землю первые дожди. Позже, уже в христианской традиции, считалось, что вода на Сретенье обладает такой же силой, что и на Крещение.

Похожий праздник есть и в Японии. Сэцубун — день смены сезонов. В этот день из дома прогоняли злых духов, выбрасывая за окно горстку бобовых и разбрасывая их по дому для привлечения удачи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий