понедельник, 4 января 2016 г.

Вышивальные открытия: история сэмплеров

Английское слово «sampler» (сэмплер - образец, шаблон) происходит от французского «essamplaire», которое обозначает любой вид работы, который можно копировать, имитировать. Вопреки такому точному определению, форма и функции сэмплеров с течением времени заметно менялись. В раннем варианте, сэмплеры больше походили на личные справочники вышивальщицы, куда она «зарисовывала» или копировала любимые узоры, стежки, подсмотренные у других вышивальщиц, удачные комбинации цветов и т.д. Они принадлежали не начинающим, а, наоборот, опытным рукодельницам, имели большую ценности и, хотя и передавались по наследству, каждая рукодельница стремилась создать собственный авторский сэмплер. И только несколько позже сэмплеры стали своеобразной прописью для обучения вышивке.


Лен, шелк. Египет, XIV-XV век




Принято считать, что первый известный сэмплер принадлежит Джейн Босток и датируется 1598 годом. Эта работа находится в коллекции музея Альберта и Виктории. Однако, в этом же музее хранятся сэмплеры XIV - XV веков и родина их не Европа, а Египет. Вообще, география и стили сэмплеров настолько разнообразны, что на их примерах можно наглядно изучать историю вышивки. 


Лен, шелк. Египет, XV-XVI век.

Лен, шелк. Германия, 1500-1550 гг. 


Лен, шелк. Италия, XVI век. 


Европейскую историю сэмплеров можно проследить начиная с XVI века. В Англии в это время они были очень распространены. Само слово упоминается в англо-французском словаре Джона Пфальцграфа, вышедшем в 1530 году и расшифровывается, как «образец для женского труда, источник шаблонов и стежков в то время, когда печатные книги только набирали свою популярность». Кстати, первая печатная книга по вышивке была выпущена Иоганном Шёншпергером (Johann Schönsperger) примерно в 1523 году, в Германии, а оттуда распространилась в Италию, Францию, Англию и другие страны. В книге приводились преимущественно церковные мотивы, вероятно, предназначенные для украшения церковных одежд, белья и другого текстиля.

Распространение печатных шаблонов дало возможность вышивальщицам еще более разнообразить свои методы и стили, даже несмотря на то, что далеко не каждая могла позволить себе такую книгу приобрести.

На протяжении XVI века сэмплеры все еще сохраняли свое значение в качестве индивидуальных образцов стежков и сочетания цветов. К сожалению, сохранилось лишь несколько работ этого периода. Сэмплер Джейн Босток является самым ранним из известных примеров, который имеет вышитую дату. Он также содержит памятную надпись о рождении ребенка, Алисы Ли, двумя годами ранее. Качество самой вышивки очень высоко, что дает возможность экспертам полагать, что Джейн, возможно, принадлежала к домохозяйству, специализирующемуся на рукоделии.


Лен, шелк, металлизированная нить, Джейн Босток, Англия, 1598


Предназначение сэмплеров меняется в XVII веке. В это время их уже используют не только как справочный материал, но и для обучения молодых вышивальщиц. Вышивки, датируемые этим временем, условно можно разделить на две группы: работы, состоящие из случайным образом подобранных отдельных мотивов (так называемые spot samplers), и работы, в которых мотивы более менее упорядочены. Первая группа предназначалась, вероятно, для демонстрации эталонных образцов. На таких вышивках можно увидеть типичные мотивы с участками повторяющихся узоров, которые использовались для украшения белья, одежды или аксессуаров - кошельков, сумок и т.д.


Лен, шелк, металлизированная нить. Англия, 1625-1650 гг. 




Лен, шелк. Англия, середина XVII века




В 1624 году выходит книга Ричарда Шорлейкера «A schole-house, for the needle», в которой он предлагает рукодельницам новые для того времени мотивы - цветы, птиц, рыб и т.д. В это же время вышивальщицы начинают пробовать новые материалы и виды стежков, шелковые и металлические нити. Традиция датировать свои работы еще не обрела популярность, но сохранившиеся образцы позволяют сделать вывод о том, что все описанное выше было характерно на протяжении большей части XVII века.

Примерно в 1630 году формируется характерная форма сэмплеров - длинная и узкая. Как правило, длина сэмплера определялась шириной ткацкого станка, таким образом, что кромки льняной ткани приходились на нижний и верхний край сэмплера. В это же время из общего числа выделяются сэмплеры, созданные при помощи исключительно белых нитей на белом фоне - ришелье и игольное кружево.

Говоря об этом периоде в вышивке, хочется отметить работы двух мастериц Милдред Майоу и Марты Эдлин. Милдред Майоу, возможно, была одной из первых, кто основал в Англии школу обучения вышивке. Марта Эдлин была невероятно талантливой и разносторонней рукодельницей. В возрасте 8 лет она вышила сэмплер с использованием разноцветного шелка, в 9 лет - технически сложный сэмплер с полосами ришелье и игольного кружева. В 11 лет она уже вышивала мотивы для декорирования интерьера, а в 13 - освоила бисероплетение жемчугом. Все ее работы отличает очень высокое мастерство, что говорит о том, что с самого раннего возраста  ее тщательно обучали. Рукоделие и раньше являлось важной частью образования девушки, но в середине XVII века оно становится еще и профессией, позволяющей зарабатывать себе на жизнь.


Сэмплер Милдред Майоу, шелк, лен. Англия, 1633 год


Марта Эдлин, лен, шелк. Англия, 1668 год


Марта Эдлин, лен, шелк. Англия, 1669 год


Вышитый алфавит ввел практику маркировки белья, вышитые мотивы и узоры все чаще применяются для украшения одежды, мебели, предметов интерьера. Прослеживается еще одна интересная тенденция: некоторые популярные в конце XVII века узоры представляют собой видоизмененные узоры XVI века, адаптированные во время многократного копирования.

Все чаще обучение вышивке перестает быть частным делом каждой семьи. Девочек с раннего возраста отдают в специальные школы. Сходство состава и мотивов большой группы сэмплеров конца XVII - начала XVIII века дает основания полагать о большом влиянии, которое оказывали учителя на своих учеников. Так, например, школа вышивки существовала в Ипсвиче (Англия), где преподавала Джуди Хейл. Результаты ее труда можно отследить на примере группы сохранившихся сэмплеров 1691-1710 годов, которые не только содержат одинаковые мотивы, но иногда и имя учителя. Вот работа одной из учениц Джуди Хейл.


Мэри Грум, лен, шелк. Англия, 1704 год


Немецкие и итальянские сэмплеры XVII века имели более практическое применение, чем английские аналоги, и меньшее разнообразие используемых стежков.

В XVIII веке сэмплеры в очередной раз поменяли свою форму, став более квадратными. Это отразило и дальнейшее изменение их назначения. Сэмплеры становятся похожими на те, что мы привыкли видеть сегодня. Появляются бордюры и узоры, обозначающие границы, все чаще используются в вышивке фигуры людей, надписи морального или религиозного содержания. К середине XVIII века мотивы дома, сада с добавление индивидуальных деталей местного пейзажа (реки, водяной мельницы, голубятни) становятся излюбленным сюжетом вышивальщиц.


Мэри Смит, лен, шелк. Англия, 1729 год


В Англии для вышивки все чаще используется шерстяная ткань вместо льняной и шелковые нити. Лен используют те рукодельницы, которые работают в стиле игольного кружева. Кружевные мотивы используют для декорирования детской, а позже - и взрослой одежды.

В целом, вышивка становится все более утилитарной. В арсенале рукодельниц появляются декоративные штопальные стежки (это характерно не только для Англии, но и для Нидерландов). В 1787 году Элизабет Ноулз вышивает сэмплер, при помощи которого легко вычислить даты всех воскресений следующих 50 лет. Тщательно продуманное расположение всех элементов, математическая точность, использование латинских слов характеризует то, до какой степени развилась вышивка к концу  XVIII века.


Элизабет Ноулз, лен, шелк. Англия, 1787 год


Еще одной областью, в которой рукодельницы смогли проявить свой талант, стала география. Популярность вышитых атласов превысила даже спрос на печатные издания. Вышивали не только местные карты, но и карты Земли и даже Солнечной системы.


Элизабет Хокинс, лен, шелк, школа-интернат Мисс Пауэлл. Англия, 1797 год


В других европейских странах, за пределами Англии, развитие вышивки имело свои особенности. Так, скандинавские сэмплеры, датируемые 1750 годом все еще представляют собой образцы стежков и шаблоны для упражнений. Испанские сэмплеры отличаются частым использованием разнообразных геометрических узоров и конструкций. В этой стране готовые работы чаще подписывали именем учителя, а не вышивальщицы.

XIX век в вышивке характеризуется более широким использованием текстовых блоков, преимущественно, религиозного содержания.


Элизабет Паркер, лен, шелк. Англия, 1830 год


Вместе с английскими поселенцами, эта практика попала в Америку, во многом определив дальнейшее развитие вышивки в этой стране. Вместе с колонистами сэмплеры были привезены практически во все британские колонии. В коллекции музея Альберта и Виктории есть образцы из Сьерра-Леоне, Марокко, Турции и других стран. Несмотря на некоторую схожесть, все ни имеют и свой национальный колорит.


Хлопок, шелк. Марокко, XIX век


В это же время вышивка теряет свое значение в воспитании и обучении девочек, превращаясь больше в хобби. Ее назначение, стили, функциональность становятся практически такими же, какими мы знаем их сегодня.


Сара Блэнд, хлопок, шерсть, шелк. Англия, середина XIX века


По материалам сайта http://www.vam.ac.uk/


Еще больше сэмплеров:


Лен, шелк, шерсть, метализированная нить. Швеция 1751 год


Хлопок, шелк. Дания, 1758 год


Рамона Элизарде, лен, шелк. Испания, конец XVIII века


Лен, шелк. Германия, 1807 год






Комментариев нет:

Отправить комментарий